21 сентября 2022 года состоялся первый в истории рейс, оформленный целиком и полностью с использованием электронной транспортной накладной.
Наконец случилось то, чего давно ждала вся автотранспортная отрасль России! 21 сентября 2022 года состоялся первый в истории рейс, оформленный целиком и полностью с использованием электронной транспортной накладной. Грузоперевозка из Московской области в Самару была совершена по заказу компании — одного из крупнейших производителей пищевых продуктов. Документооборот транспортной накладной прошел в электронном виде на инфраструктуре аккредитованного Оператора ИС ЭПД — СКБ Контур.
Проект электронного документооборота транспортных накладных был анонсирован Минтрансом еще в 2019 году. С тех пор была проведена огромная работа по проектированию структуры электронного документа, по подготовке нормативно-правовой базы, а также по реализации выпуска и оборота ЭТрН на уровне провайдеров ЭДО и государства.
В чем преимущество ЭТрН?
Не секрет, что выпуск и оборот бумажной транспортной накладной представляет собой сложный и достаточно дорогостоящий процесс. На нескольких копиях документа необходимо корректно проставить отметки, записи, подписи и печати, а по завершении перевозки необходимо обеспечить получение своих копий ТрН каждым из участников перевозки. На фоне этого операционные затраты на одну ЭТрН в размере около 30 руб. выглядят очень привлекательно, и позволяют существенно снизить себестоимость исполнения перевозки. В ряде случаев выпуск и сопровождение бумажной транспортной накладной в экспедиторском бизнесе может обходиться на порядок дороже.
Как устроен процесс работы с ЭТрН
Технически, электронная транспортная накладная представляет собой не “монолитный” документ, а совокупность нескольких файлов — титулов, каждый из которых подписывается соответствующим участником перевозки в определенном порядке. В подписании используются технологии квалифицированной электронной подписи (КЭП), что гарантирует юридическую значимость документооборота по накладной. В нашем кейсе, первый титул ЭТрН был сформирован и подписан КЭП грузоотправителем, в его корпоративной ERP-системе по факту погрузки. Затем с помощью интеграционного решения титул передан из ERP в систему ЭПД от СКБ Контур, которая обеспечила его доставку на подпись водителю. В подтверждение приемки груза, водителем на мобильном устройстве простой электронной подписью подписывается второй титул ЭТрН, затем он верифицируется менеджером уже с использованием квалифицированной электронной подписи.
На выгрузке порядок действий аналогичный: в момент завершения выгрузки машины выпускается третий титул ЭТрН, который подписывается грузополучателем. После чего формируется четвертый титул, который подписывается вначале водителем — простой электронной подписью, и затем верифицируется менеджером с использованием КЭП.
В целом, структура титулов ЭТрН повторяет структуру обычной бумажной транспортной накладной, поэтому процесс работы с электронным документом прост и понятен для всех участников процесса перевозки.